Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

август

пн, 21/10/2024 - 11:24

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, а, повзрослев, он поет их своим детям. Они появились давно и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек и нянь. Под звуки колыбельной малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Еще наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными.

Название колыбели происходит от глагола колыбать (колыхать, качать). Колыбель разные народы называли по-разному: зыбка, люлька, качалка, баюкалка, колыска, колыбелька и т.д. Изготавливалась она из самых разнообразных материалов: дерева, ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок. Колыбель подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослому качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.

Устройство колыбели для новорожденного на Руси традиционно обыгрывалось множеством таинств и мистических образов. Прежде, чем положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому им доверялось баюкать малыша. Именно поэтому многие народные колыбельные наполнены образами кота. Кроме того, колыбель сама по себе считалась мощным языческим оберегом.

Ученые считают, что колыбельные песни, скорее всего, возникли еще на заре человечества и уходят своими корнями в глубокую древность. Это подтверждают и этнографы – специалисты по изучению истории культуры и быта разных народов, которые находят зачатки колыбельной поэзии даже у народов, стоящих и сегодня на уровне первобытнообщинного строя.

А.Н.Мартынова считает, что колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд первого укладывания ребенка в колыбель, которые должны были защитить ребенка от бессонницы, болезней, действий враждебных сил. Она показала, что антропоморфные образы Дремы, Сна, Покоя присутствовали в подобных заговорах и потом из них перешли в тексты колыбельных:

Ходит сон по сеням,

А дрема по терему,

Ищет Валю в пологу,

На гибком качелю.

Сон говорит: «Надо Валю усыпить».

А дрема говорит: «Надо Валю удремить».

Сон да дрема, Накатитесь на глаза!

Для колыбельных песен характерна персонификация предметов и явлений окружающего мира, наделение животных чертами и качествами людей. Главным персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка – живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками:

Котик, коток,

Серый хвосток,

Шейка твоя белогорлистая.

Воспринимая кота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост и великий пост», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю» и т.д.

Кота уговаривают не ходить к чужим детям:

Не качай ты, коток,

Чужих деточек Малолеточек.

Поди к нам ночевать

Да Ванюшу качать.

Иногда кот ведет себя как воришка, слизывает сметану, творог. Описания проказ кота, напоминающие типичные детские шалости, часто заканчиваются нравоучениями:

Не лизь на колодку,

Бо разобьешь головку.

Кот не послушался,

Пошел по водицу,

Тай упал в крыницю.

Подробнее о символах в колыбельных можно прочитать здесь.

Тексты колыбельных песен знакомых с детства